понедельник, июля 21, 2014

Цветы лета. Иван-чай.

Как малиновое море разлилось по полянам и опушкам цветами иван-чая (кипрея). Гудят над цветами пчелы и шмели - нет лучшего медоноса среди лесных трав, чем кипрей.
Придите на опушку вечерком,                  
Когда она в закатном озаренье,
И встретит вас высоким костерком
Куст иван-чая в алом оперенье.
Его цветы таким огнем горят,
Что, оказавшись с ними по соседству,
Отдернешь руки жадные назад,
Боясь о кисти знойные обжечься. 


Жил в одной из местностей паренек Иван. Любил он щеголять в красной рубахе и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить их новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени алый цвет, говорили: "Да это Иван, чай, ходит". И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в селе Ивана и стали говорить: " Да это Иван-чай" - на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением это название.
А растение возьми да и удиви жителей новым дивом. Собрались они как-то на праздник. Стало холодно и женщины решили вскипятить воды. В костер на ряду с дровами пошел и стоящий рядом куст иван-чая. Листья его осыпались в котел с водой и получился отвар приятный и освежающий. С той поры листья иван-чая служат для приготовления чайного напитка, и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, у которого чуду суждено было случиться (источник: С.Красиков "Легенды о цветах").

Легенды о травяном чае из кипрея на Руси необыкновенны и удивительны. Одна из них гласит, что поздней осенью 1263 года привезли в Феодоровский монастырь Городца заболевшего в пути князя Александра Ярославовича Невского, выделили для покоя просторную и светлую монастырскую келью. В прислужники приставили инока Иоанна. Именно Иоанн узнал в те дни о чудесном, волшебном напитке под названием Копорский чай. Холщовые мешочки с сухой и вкусно пахнущей травой, которые князь возил всюду с собой, были доставлены в его светлицу. И каждый день до кончины князь пил только  напиток из особых мешочков. После принятия схимы князь призвал к себе Иоанна. Благословил его и сказал: « Дозволь, брат мой во Христе, оставить тебе и братии эти мешочки. Трава-то в них, знаешь ли, как зовётся? Богородицыной. Да Иваном ещё. Всю-то жизнь пил я Иван-чай, матушка ещё меня им вспоила. … тебе в наследство чай этот и передаю. Сила в нём несметная, потому как живительными соками родимой земли-матушки напоена трава. Прими с Богом!», — записано в летописи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий